С 16 по 19 декабря в Симферополе на базе Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского проходил финальный этап Всероссийского инженерного конкурса-2019.
Это система ежегодных профессиональных соревнований по выявлению лучших представителей среди студентов и аспирантов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования по инженерным специальностям и направлениям подготовки в части освоения профессиональных компетенций в инженерных областях, разработчиков образовательных методик в профильных областях конкурса, а также государственных корпораций, предприятий реального сектора экономики, общественных организаций и объединений работодателей.
Организатором мероприятия, которое проводится по 23 направлениям подготовки специалистов инженерного профиля, является Министерство науки и высшего образования.
На начальном этапе конкурса эксперты заочно оценивают проекты молодых учёных. Успешно преодолев данный отбор, к участию в финальном этапе конкурса были приглашены:
– аспирант кафедры автомобилей и сервиса Павел Колядин (проект «Исследование вибронагруженности на сиденье водителя в кабине мобильного средства на шинах сверхнизкого давления», научный руководитель – проф. Владимир Прядкин);
– аспирант кафедры механизации лесного хозяйства и проектирования машин Анастасия Придворова (проект «Исследование и разработка конструкции кустореза с дисковыми рабочими органами», научный руководитель – проф. Михаил Драпалюк);
– студент механического факультета Максим Томилин (проект «Посевной комплекс на базе беспилотного летательного аппарата», научный руководитель – доцент Михаил Лысыч).
Всего в конкурсе приняли участие более 1000 участников (из них 500 человек были приглашены на финальный этап) из 130 высших учебных заведений, представляющих 58 регионов РФ.
По итогам очной защиты проектов перед экспертами молодые ученые ВГЛТУ были признаны лауреатами конкурса по следующим направлениям:
- аспирант Павел Колядин – II место в секции по направлению 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта»;
- студент Максим Томилин - II место в секции по направлению 20.00.00 «Техносферная безопасность и природообустройство».
Павел Колядин рассказал о своём проекте и программе конкурса.
– В чём значимость ваших разработок для науки?
– Мой проект называется «Исследование вибронагруженности на сиденье водителя в кабине мобильного средства на шинах сверхнизкого давления». Его особенность – это исследование влияния различных неровностей поверхности качения движителя (колеса по дороге) сверхнизкого давления на вибронагруженность в кабине и на сиденье оператора. Так как вибрация оказывает негативное влияние на организм человека, нанося вред позвоночному столбу, внутренним органам и суставам, то мы должны ограничить ее влияние. Это можно произвести либо снижением рабочего времени оператора (что снижает производительность выполнения операций), либо увеличением плавности хода. В мобильном энергетическом средстве на шинах сверхнизкого давления МЭС-400, разработанного при непосредственном участии работников кафедры автомобилей и сервиса, сиденье водителя вынесено далеко вперёд на ось передних колес, что негативно сказывается на вибронагруженности сиденья оператора. Поэтому для улучшения показателей плавности хода мы предложили использовать в подвеске энергетического средства упругих элементов с различными регулируемыми нелинейными характеристиками. Именно с их применением удастся добиться установленных требований ГОСТ по плавности хода. Это увеличит среднетехническую скорость выполнения технологических операций и, в результате, повысит производительность труда.
– Где вам удалось побывать во время конкурса?
– Программа Всероссийского инженерного конкурса была довольно насыщенная. Уровень организации был просто на высоте! Очень понравилась встреча и сопровождение участников конференции. Открытие мероприятия было очень необычным. Для укрепления дружественной атмосферы и командного студенческого духа всех участников в зале посадили не на кресла или стулья, а на кресла-мешки. Далее после открытия сразу же началась защита работ по отдельным направлениям. Так у нас закончился первый день. Во второй проходила работа в образовательных траекториях:
- теория решения изобретательских задач (ТРИЗ);
- инвесторы-предприниматели;
- машина Голдберга (устройство, которое выполняет очень простое действие сложным образом — обычно посредством длинной цепочки взаимодействий по «принципу домино»);
- большие инженерные объекты.
Я в начале попал на ТРИЗ, а Анастасия Придворова и Максим Томилин на машину Голдберга. На следующий день я к ним тоже присоединился. Там было многое участников, мероприятие стало одним из самых интересных. Когда пришел исполняющий обязанности ректора Крымского федерального университета с заместителем министра науки и высшего образования, нам удалось запустить всю машину в действие. Ну и церемония закрытия была тоже на высоте. К тому же, здесь и проводилось награждение призеров и победителей конкурса.
– Как проходила публичная защита проектов? Полезна ли была для вашего проекта обратная от экспертов?
– Защита проектов проходила по различным секциям. Я попал в секцию «Техника и технологии наземного транспорта». Нам предоставляли 7 минут на доклад по нашим проектам. После этого каждого участника эксперты просили пояснить некоторые моменты. Для меня вопросы, поставленные жюри, составили некоторые трудности. С частью из них мне позже, уже в Воронеже, необходимо было разбираться с научным руководителем. Но на большинство вопросов экспертов мне удалось ответить с определенным успехом, что позволило занять II место по данной номинации. Ате нюансы, по которым у меня возникли трудности, позволят развиваться проекту в нужном русле.
– Чем актуальны и полезны подобные конкурсы для молодых учёных?
– Нам такие мероприятия позволяют развивать свой навык общения с конкурсной комиссией, находить правильные ответы на сложные вопросы в кратчайшее время. Также все замечания экспертов позволяют корректировать свой проект, улучшать его по различным необходимым направлениям.