23 марта студенты автомобильного факультета приняли участие в мастер-классе «Научные основы диагностирования автомобиля». Своими знаниями с ними поделился преподаватель М.А. Никулин. Занятие прошли в специально оборудованном гараже с соблюдением всех правил техники безопасности и с применением защитных средств – халатов, перчаток, очков и т.д.
Целью Максима Алексеевича было рассказать о рассмотрении диагностирования автомобилей с точки зрения проектирования методов и средств диагностики. На мастер-классе использовался Автоскоп 4 (осциллограф Постоловского) со скриптами Андрея Шульгина.
Вначале со слушателями была проведена краткая беседа о том, что же такое наука и что такое диагностирование в частности, и какие точки соприкосновения у этих понятий существуют. Были рассмотрены различия диагностики как ПРОЦЕССА поиска неисправностей по косвенным признакам и как науки о создании и внедрении новых методик и устройств для обеспечения этого процесса. На простых примерах рассматривались такие понятия, как построение матриц состояний диагностируемого объекта, разработка граф-моделей состояний и как итог – оптимизация алгоритмов диагностирования с точки зрения сокращения количества операций, необходимых для точного и своевременного установления дефектов.
Второй частью мастер-класса стало рассмотрение интеллектуальных систем в современной диагностике. Это на сегодняшний день одно из наиболее перспективных направлений в диагностике как в науке. Появление современных цифровых многоканальных осциллографов позволило получать различного рода информацию о состоянии автомобиля за счёт внешних датчиков в виде оцифрованных данных, а это в свою очередь даёт возможность производить автоматизированную их обработку и анализ путём применения сложных алгоритмов. Таким образом значительно сокращается время диагностирования, снижается вероятность совершения диагностической ошибки и, как следствие, повышается общий уровень безопасности эксплуатации автомобилей.
Примером таких интеллектуальных систем являются скрипты Андрея Шульгина, реализованные в ряде мотор-тестеров: CSS - первичный анализ состояния двигателя по неравномерности вращения коленчатого вала; Px - анализ состояния цилиндро-поршневой группы и газораспределительного механизма через анализ изменения давления в цилиндре.
Мастер-класс был очень полезен для будущих специалистов.