Поиск

На всероссийской научно-технической конференции АФ обсудили вопросы эксплуатации автотранспорта

9 октября 2023

На автомобильном факультете прошла всероссийская научно-техническая конференция «Проблемы эксплуатации автомобильного транспорта и пути их решения на основе перспективных технологий». Заседание конференции состоялось на кафедре производства, ремонта и эксплуатации машин автомобильного факультета ВГЛТУ. В работе конференции приняли участие молодые ученые - преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты. Пленарное заседание открыл заведующий кафедрой производства, ремонта и эксплуатации машин, доктор технических наук, доцент Валерий Александрович Иванников. В своем выступлении он рассказал о роли и значении автомобильного транспорта для нашей страны, об основных проблемах его функционирования и перспективных направлениях развития и повышения эффективности. С приветственным словом к участникам конференции обратился доцент кафедры производства, ремонта и эксплуатации машин, кандидат технических наук, доцент Вадим Олегович Никонов. Он акцентировал внимание присутствующих на актуальности разработки и исследования перспективных технических решений, обеспечивающих повышение эффективности грузовых транспортных средств, используемых в различных областях промышленности.

 

Кандидат технических наук, доцент, преподаватель кафедры производства, ремонта и эксплуатации машин Денис Александрович Жайворонок в своем докладе рассказал об эффективности использования СВЧ-энергии при отделении хвои. Также он представил принципиальную схему установки для определения усилия, необходимого для отрыва хвои как свежезаготовленной, так и обработанной в СВЧ-поле, а также дал описание принципа действия такой установки, основанного на использовании тензометрического датчика, способного зафиксировать самое малое усилие, необходимое для отрыва хвои от ветви.

 

Студент автомобильного факультета Ярослав Донских уделил внимание истории и новейшим достижениям в области пассивной безопасности автомобилей, преимущества и недостатки таких систем пассивной безопасности, как надувные ремни, трехкамерные подушки безопасности, а также подушки для пешехода.

 

Преподаватель кафедры машиностроительных технологий Игорь Валерьевич Сизьмин осветил проблему повышения эффективности функционирования лесовозных автопоездов в условиях недостаточно обустроенных лесовозных дорог. Ученый предложил перспективную конструкцию сцепного устройства, позволяющую преобразовывать и полезно использовать кинетическую энергию массы прицепа с лесоматериалами, которая возникает в процессе движения автопоезда по недостаточно обустроенным лесовозным дорогам в неустановившихся и переходных режимах движения. Докладчик описал математическую модель и компьютерную программу движения лесовозного автопоезда в изменяющихся дорожных условиях, представил результаты предварительного исследования работоспособности предлагаемого пневмогидравлического сцепного устройства с рекуперативным и демпферным механизмами.

 

 Магистрант автомобильного факультета Владислав Нагайцев в своем докладе рассказал об актуальности повышения энергоэффективности автомобильного транспорта при его эксплуатации в условиях недостаточно обустроенных дорог путем разработки и исследования рекуперативных амортизаторов, генерирующих и накапливающих для последующего полезного использования электрическую энергию. Им проанализированы наиболее перспективные конструкции таких рекуперативных амортизаторов, а также описаны принципы их работы, преимущества и требующие дальнейшего исследования проблемные вопросы.

 

Преподаватель кафедры производства, ремонта и эксплуатации машин Алексей Евгеньевич Матяшов в своем докладе обосновал необходимость повышения эффективности вывозки длинномерных лесоматериалов лесовозными тягачами с прицепами-роспусками при их эксплуатации в условиях недостаточно обустроенных лесовозных дорог. Ученый предложил оригинальную схему рекуперативного поворотного коникового устройства для лесовозного тягача с прицепом-роспуском. Для выявления зависимостей изменения во времени таких показателей эффективности работы коникового устройства, как рекуперируемая мощность и горизонтальное ускорение пакета длинномерных лесоматериалов, а также установления закономерностей влияния на эти показатели исследуемых высот неровностей опорной поверхности лесовозной дороги, скорости движения лесовозного автопоезда и внутреннего диаметра продольных и поперечных гидроцилиндров рекуперативного устройства им разработана компьютерная программа. Как отметил Алексей Евгеньевич, оснащение лесовозного автопоезда предлагаемым рекуперативным поворотным кониковым устройством имеет обоснованную целесообразность при вывозке длинномерных лесоматериалов, особенно в условиях недостаточно обустроенных лесовозных дорог.

 Студент автомобильного факультета Илья Дрожжин в своем докладе рассказал о перспективных разработках в области электрифицированного грузового автомобильного транспорта. В частности, он привел описание преимуществ и недостатков практического применения электрических коммунальных грузовиков, электро-фургонов, укомплектованных дронами для доставки товаров потребителям, а также седельных тягачей с электроприводами. Кроме этого им рассмотрены основные направления научных исследований, способствующие устранению выявленных недостатков практического применения электрофицированного транспорта.

 Студент автомобильного факультета Сергей Жарких рассказал о существующих системах активной безопасности, используемых в автомобилях, а также перспективах их развития. В частности, он акцентировал внимание на практическом применении таких систем, как ABS, ESP, EBD, BAS, их принципах функционирования и главных достоинствах.

 Доклад преподавателя кафедры производства, ремонта и эксплуатации машин Егора Романовича Вернигора был посвящен перспективам использования 3D печати при производстве автомобилей. Ученый акцентировал внимание на применении метода лазерного послойного синтеза, позволяющего осуществлять создание деталей сложной формы из жаропрочной стали, алюминия или титана. Кроме этого, в своем докладе он выделил зарубежных автопроизводителей, которые уже применяют данный метод изготовления для таких деталей, как решетки радиаторов, дверные ручки, выхлопные трубы, моноблочный суппорт тормоза, складная крыша. Дополнительно к этому, им были проанализированы преимущества использования аддитивных технологий при изготовлении запасных частей для автомобилей.

 Преподаватель кафедры производства, ремонта и эксплуатации машин Максим Александрович Савинков рассказал о существующих недостатках навесных систем трактора. Им предложена перспективная схема рекуперативной навесной системы. Использование такой конструкции позволит снизить расход топлива агрегатируемым трактором за счет рекуперации энергии и отказа от бесполезно возимого балласта, традиционно используемого для обеспечения необходимой заглубляемости дисковых рабочих органов; уменьшить динамические нагрузки на орудие, навесное устройство и трактор в целом, и таким образом обеспечить более высокие показатели их надежности, в том числе и вследствие существенного увеличения долговечности гидронасоса и гидросистемы агрегатируемого трактора, благодаря автономной работе рекуперативного навесного орудия.

В ходе пленарного заседания прозвучало 17 докладов. В рамках проблематики представленных участниками докладов было задано много вопросов, состоялся обмен опытом. В завершение работы Всероссийской научно-практической конференции были подведены итоги, состоялось награждение участников пленарного заседания именными сертификатами. По итогам работы конференции будет издан сборник докладов.